February 24, 2021

Tesla — будущее?

Впервые в истории Тесла закончила год без убытков. Что, казалось бы, удивительно, учитывая обстоятельства 20 года. Заработали аж 721 миллион долларов. Но производство автомобилей тут совсем не причем. Тесла продавала, так называемые, экологические квоты. Дело в том, что власти 11 крупнейших штатов США требуют от производителей автомобилей ограничивать влияние на окружающую среду и производить определенный процент экологически чистых автомобилей. А если произведенные автомобили потенциально могут нанести вред окружающей среде больше, чем положено по квоте, нужно выкупить чужую квоту в довесок, расширив свой предел по производству бензиновых машин. Иначе пошел вон с американского рынка. Ну вы знаете, свободный рыночек, демократия и свобода.

Tesla Model S

Спасибо, квотам!

Всем известно, что Tesla занимается производством электромобилей. То есть производит 100% “чистых” автомобилей. А значит, можно торговать своей квотой направо и налево. Само собой, стоит такая штука недешево. Только продажа экологической квоты принесла за 2020-й 1,6 миллиарда долларов. Что и позволило по итогу года компании Илона Маска выйти в плюс. Экологические ограничения продлятся до 2025 года, да и квоты не резиновые, поэтому вечно подобный подход Теслу спасать не сможет. Топ-менеджеры, само собой оправдываются и утверждают, что рано или поздно электромобили начнут приносить прибыль, а продажа квот вынужденная мера. Но это всё работа на инвесторов, как я думаю. Акции показали отличный рост, привлекли большие деньги, что играет на руку не только на экономическую составляющую компании, но и на её статус. Уже сейчас Теслу называют «одной из самый ценных американский компаний». А такие ярлыки привлекают еще больше инвесторов и, само собой, денежный средств.

Забавный факт, Tesla продала за 2020-й 500 тысяч автомобилей. Всего в мире было продано 90 миллионов автомобилей всех марок и типов двигателей. То есть на долю компании Маска приходится менее процента. При этом стоимость акций одной лишь Тесла равняется сумме капитализаций 12 крупнейший автопроизводителей, продающих больше 90% всех автомобилей. То есть одна тесла обходит по стоимости автоконцерны Тойота, Дженерал Моторс, Фольксваген, Рено-Ниссан-Мицубиси (торговое объединение), Хёндай-Киа, Форд, Хонда, Сузуки, БМВ и Даймлер (Мерседес Бенц) вместе взятые.

Но сравнивать электро и бензиновые автомобили не совсем правильно. Посмотрим на продажи только электрокаров. За 2020 год таких было продано 3 миллиона 240 тысяч штук всех марок. На этом фоне продажи Теслы выглядят куда радужнее. Её кусок от «пирога» составляет около 15,5%.

2020 оказался рекордным не только для компании Tesla, но и для всего рынка экологичных машин. Чтобы было понятно, насколько продажи оказались удачными в год победившей пандемии, стоить отметить, что за всё время было продано 7 миллионов автомобилей с электро и гибридным двигателем. Рост рынка за год составил 39 процентов по сравнению с 2019 годом.

На данный момент существует три крупных рынка: США, с лидирующей Теслой; Европа - лидер Volkswagen; Китай, на котором сразу три крупных игрока - Tesla, BYD и SAIC-GM-Wuling.

Три головы

С рынком США всё предельно ясно. Компания Илона Маска еще долго будет держать пальму первенства. Если кто на родной земле и обойдет, так это американская же компания. Самые большие перспективы у General Motors.

Европейский рынок тоже крайне скучный и предсказуемый. Уже сейчас Tesla занимает 3 место по продажам, уступая автоконцернам Фольксваген и Ниссан. Учитывая темпы роста, по итогу 21 года американец может сдать позиции и уступить также компаниям Kia и PSA Group (Citroën, Peugeot, Opel). Илон Маск вряд ли оставит это просто так и обязательно предпримет шаги. Например, таки достроит завод в Германии. Тут остаётся только ждать новостей.

И как обычно, самым интересным оказался китайский рынок. Больше всех электромобилей, конечно, продаёт Тесла (135 тысяч), но отрыв от конкурентов мизерный. Сразу за Илоном пристроились BYD (131 тысяча) и совместное предприятие сразу трех автоконцернов SAIC-GM-Wuling (127 тысяч). Ни о каком явном лидерстве говорить не приходится. А учитывая любовь китайского правительства поддерживать местных производителей, Илоновскую компанию могут выдавить с рынка за 2-3 года. Или даже быстрее, стоит только американским властям начать с прежней силой давить на условный Хуавэй.

Но и на мировом поприще у китайских производителей большие перспективы. Важнейший, он же самый дорогой, элемент любого электрокара  — батарея. Основными материалами, используемыми при производстве батарей, являются литий и кобальт. И так уж вышло, что Китай является лидером по добыче этих двух материалов. Наверное, это единственная страна, способная произвести достаточное количество батарей и полностью покрыть потребности рынка при самых невероятных масштабах его роста.

Ну и конечно же стоит отметить славную поговорку «если ты что-то делаешь хорошо, обязательно появится азиат, который делает это лучше». За 2020 год стоимость компании Tesla увеличилась в 9 раз. Это невероятные темпы роста! Об этом пестрили заголовки крупных мировых изданий. Событие века! Но тем временем «небольшая» китайская компания NIO, о которой вы и не слышали, скорее всего, за год выросла в 14 раз. Да, общая капитализация составляет жалкие 82 миллиарда долларов, до 700 миллиардов американского производителя электрокаров еще далеко. Но есть нюанс. Для теслы текущий уровень стоимости акций — рекорд. На момент написания статьи акции поползли вниз. И не факт, что в ближайшее время поднимутся до рекордных значений. А вот NIO продолжает расти и останавливаться не планирует.

Неоспоримое преимущество

Но вернемся к Tesla. Есть у неё то, чего нет у других крупных производителей. Илон Маск. Да, Илон главный плюс, спаситель и надежда Теслы. Маск тот человек, которому очень доверяют как простые люди, так и инвесторы. Это человек с невероятным влиянием на инвестиционный рынок. Начало 2021 года пестрит заголовками о том, как Илон Маск что-то написал в твиттере и пользователи тут же побежали без разбору скупать акции и криптовалюту. Чем Маск, само собой, пользуется, для извлечения собственной выгоды. Есть ли на данный момент еще один такой человек? Боюсь, нет.

Но людей вполне можно понять. Для многих примером является человек, который добился чего-то в одной области. А тут и покоритель Марса, и чипы свиньям вживляет, и рынок электрокаров на себе тащит. Ну мечта, а не человек! Да, всё из списка не приносит никакой прибыли, и многое лишь обещания и планы. А SpaceX вообще был бы невозможен без поддержки государства. Но если об этом так много говорят, значит это не может быть ерундой. Так ведь?

Сейчас общий тренд - экологичность. И он не мог не затронуть такую сферу, как производство автомобилей. Для многих понятно, что будущее за электрокарами. И Tesla уже на этом коне. Да, конь пока хромой, но в ближайшем будущем вполне может окрепнуть. Даже Дженерал Моторс, крупнейший американский автопроизводитель, которому принадлежат марки Шевроле, Кадиллак и другие, утверждает, что планирует полностью перейти на экоавтомобили к 2035 году. А подобные гиганты не сильно любят перемены и обычно держатся за устоявшуюся бизнес модель до последнего. Хотя, возможно, GM второго банкротства не переживёт. Если власти США снова не помогут, конечно.

Но лично я не верю, что при полном мировом переходе на электрокары, все будут ездить именно на Тесле. Скорее это будут какие-нибудь Тойоты, Киа или китайские марки. Российский авторынок очень близок по духу и вкусам к европейскому, но с легкой перчинкой подержанности. А в Европе уже сейчас в большинстве стран по продажам электрокаров лидируют Volkswagen и Nissan. Потому что европейцы этим компаниям больше доверяют. Да и сами машины доступнее по цене самой дешевой модели Теслы — Model 3. Еще и Audi стараются поспевать за всем этим хайпом. Да, этот поезд пока даже не начал движение. Но рынки сейчас так стремительно развиваются, что можно совсем не заметить, как он уже станет уходящим. И если у условной Toyota большие шансы запрыгнуть в последний вагон, то производители поменьше уже так рисковать не могут.

Ну и в финале пару слов про экологичность. Как уже говорилось выше, для производства современных аккумуляторных батарей электрокаров используется 3 основных элемента: литий, кобальт и никель. Все эти три элемента добываются из руд. А для добычи руды нужно всю округу к чертовой матери перекопать. И эти карьеры, мягко говорю, портят внешний вид и совершенно уничтожают всю флору и фауну окрестностей. Но добыть руду мало. Её еще нужно переработать. В последствии чего выбросов в окружающую среду немерено. Но если ставить на одну чашу весов однократные выбросы при производстве батарей, а на другую ежеминутные выхлопы от бензиновых автомобилей, то кажется, что электрокары действительно экологичней. Но ведь батарею еще нужно заряжать. И если электроэнергия добыта путем сжигания угля или любого другого горючего топлива, то вся экологичность может сойти на нет.

Сейчас всё очень быстро развивается. И кто знает, может быть электромобили не наше будущее. Вдруг в скором времени найдется новый Илон Маск, который увидит перспективу в другом источнике возобновляемой энергии, вдохновит индустрию и нас ждет совершенно другая ветвь развития технологий.

Полный список используемых источников:

1) https://overclockers.ru/hardnews/show/108273/tesla-zavershila-god-bez-ubytkov-tolko-za-schet-torgovli-ekologicheskimi-kvotami
2) https://edition.cnn.com/2021/01/31/investing/tesla-profitability/index.html
3) https://vc.ru/transport/199864-rynok-elektrokarov-v-cifrah-i-v-poslednih-sdelkah
4) https://mobile-review.com/news/mirovye-prodazhi-elektromobilej-vyrosli-v-2020-godu-na-39
5) https://www2.deloitte.com/us/en/insights/focus/future-of-mobility/electric-vehicle-trends-2030.html
6) https://www.ev-volumes.com/news/86364/
7) http://atlanticexpress.com.ua/kakie-elektrokary-samye-prodavaemye-v-mire-rejting-prodazh-po-modelyam-i-proizvoditelyam/
8) https://fastmb.ru/autonews/autonews_mir/3483-top-10-krupneyshih-avtoproizvoditeley-mira.html
9) https://www.latimes.com/business/la-fi-hy-musk-subsidies-20150531-story.html
10) https://www.forbes.com/sites/jamesmorris/2020/07/18/chinese-electric-cars-will-take-over-the-world--if-we-let-them/?sh=11365bb86a12
11) http://www.ereport.ru/articles/commod/cobalt.htm