Как давать и принимать обратную связь?
Без обратной связи команда топчется на месте. Без культуры принятия — ломается мотивация и рождается токсичность. Обратная связь — не бонус и не критика. Это топливо для роста. И как продакт, ты — один из главных носителей этой культуры.
Как давать обратную связь:
Обсуждай факты, а не людей
Не следует искать виноватых. Вместо "ты всё время тормозишь" — "последние два таска заняли дольше, чем мы планировали. Давай разберём, почему так, и как улучшить". Лучше начинать такую коммуникацию сначала в личных сообщениях или звонке на двоих. Выносить проблему на команду стоит только в том случае, если обсуждение один на один не помогло.
Регулярно
Не жди ретро, чтобы высказаться. Чем быстрее даёшь фидбек после события — тем выше шанс, что он будет услышан и принят.
Пытайся помочь
Подсвети проблему и уточни, как ты можешь помочь её решить или не допускать. Помни, что фидбек ты даёшь с целью усиления команды, а не для самоутверждения. Вот и будь готов её усилить своими руками/поступками, будь готов решать проблемы. Но не перебарщивай — ты не нянька. Ищи решение только для тех проблем, что мешают команде эффективно достигать результата.
«Плюс — дельта» вместо «сэндвича»
Старый трюк «похвала — критика — похвала» часто звучит фальшиво. Многие об этом подходе знают и замечают его применение. Лучше: "что получилось хорошо" и "что можно улучшить и как". То есть — похвали, обозначь проблему и предложи решение.
Формат — под человека
Будь гибким в общении. Не нужно решать за людей, как им удобнее вести диалог. Кому-то комфортно в личке, кому-то — голосом один на один. Спроси, как им удобнее. Вроде и мелочь, а это сильно добавляет к комфорту в общении.
Как принимать обратную связь:
Не обороняйся
Даже если что-то звучит резко — попробуй услышать суть. Фраза «спасибо, подумаю об этом» — отличный старт к рефлексии. Только реально подумай.
Уточняй
«Можешь привести пример?» — помогает понять контекст и избежать догадок. Но тут важно: уточнять нужно не для того, чтобы найти удачное оправдание, а чтобы реально разобраться в ситуации и себе.
Отделяй мнение от факта
Фидбек — это взгляд со стороны, не истина в последней инстанции. Но если сигнал повторяется — стоит задуматься.
Проси сам. Регулярно
Один из сильнейших вопросов, который ты можешь задать: «Что мне стоит начать, прекратить или продолжить делать, чтобы тебе было проще со мной работать?»
Люди охотнее дают обратную связь анонимно. Создай форму с тремя вопросами: какие положительные стороны, что можно улучшить, комментарий в свободной форме. Закинь форму команде и запроси фидбек. Ты можешь быть удивлён. И не всегда приятно.
Важно, чтобы обратная связь была добровольной. Ты запроси, но если никто не откликнулся — не настаивай.
Делай выводы видимыми
Если ты получил фидбек и что-то поменял — проговори это. Так рождается доверие: команда видит, что к её мнению прислушиваются, а ты готов к реальным изменениям.