Начни с «зачем». Опиши, какую задачу решаем, какую ценность создаём, в каком контексте эта ценность важна для пользователя. Это важнее, чем «что делать». Менеджеров часто троллят вопросом «чтобы что», но это база продуктового менеджмента. Любая ценность должна иметь ответ на этот вопрос.
Мы редко знаем, что точно сработает. Но это не значит, что мы не можем принять хорошее решение. Хорошее решение всегда имеет обоснование, основанное на какой-то информации. Эту информацию нужно получить — это поможет уменьшить неопределённость и, соответственно, принять хорошее решение.
Нам с детства внушают, что не знать — стыдно. Это приводит к тому, что мы начинаем избегать ошибок или, ещё хуже, — прикрывать ошибки, чтобы никто вдруг не подумал, что мы чего-то не знаем. Люди, в том числе из-за неудобства показаться глупыми, не задают вопросов. Ведь уточнения и вопросы — о, ужас! — могут показать, что я чего-то не знаю или не понимаю.
Если выше мы говорили об инструментах, позволяющих посмотреть на систему в целом — по компании и окружающей её среде, — то здесь обсудим подходы к продукту как к системе и методы управления этой системой.
Вполне очевидно, что продукт существует в контексте. Это и политическая обстановка, и финансовое состояние компании, и атмосфера в коллективе, работающем над продуктом. Факторов, влияющих на развитие и производство, очень много. Продукт — это система. И развивать его нужно как систему.
Бизнес — напрямую или косвенно — хочет от продукта денег, а пользователь — ценность. И работа продакта — постоянно поддерживать баланс между бизнес-интересами и интересами пользователей.
Не все вопросы одинаково полезны. Цель во время интервью — докопаться до мотиваций, страхов, контекста, альтернатив. Нужно построить беседу так, чтобы по её итогам стали понятны контекст и логика принятия решений пользователя.
Ценностное предложение — это обещание, которое продукт транслирует пользователю при первом контакте. А иногда и до него — например, в рамках рекламной кампании. Это обещание того, какую задачу / проблему / работу продукт решит и какую трансформацию даст пользователю. Ценностное предложение является краткой формулировкой ценности продукта.
Ценность — это не то, что мы закладываем в продукт (фичи), а то, что пользователь из него извлекает. Другими словами, это «полезность» продукта для пользователя. Сами по себе фичи никому не нужны — необходима только их ценность. Задача продуктового менеджера — наращивать ценность для пользователей. Изменение ценности напрямую влияет на продуктовые метрики. Рост метрик — следствие роста ценности.
Формирование продуктового мышления — это постоянная тренировка взгляда на продукт как на инструмент ценности, а не на объект разработки. И это очень важно понимать. Продукт делается для пользователей и существует только благодаря им. Фичи сами по себе не несут никакого смысла в отрыве от пользовательского опыта. Ты делаешь продукт не для себя и не для владельца компании. Всё крутится вокруг пользователя и его интересов.