Как выявлять связи и зависимости в продукте?
Вполне очевидно, что продукт существует в контексте. Это и политическая обстановка, и финансовое состояние компании, и атмосфера в коллективе, работающем над продуктом. Факторов, влияющих на развитие и производство, очень много. Продукт — это система. И развивать его нужно как систему.
Простой пример. Хотим добавить на сайт форму для отправки заявки. Само по себе это несложно. Но кто будет обрабатывать заявки? Как он их будет получать? По заявкам будут писать на почту или звонить? Заявки нужно сопровождать или достаточно одного контакта с клиентом? По заявке нужно готовить договоры и/или закрывающие документы? На все эти вопросы ответы должны быть ещё до появления формы для заявок в продукте. Простая форма может привести к найму сотрудников, к смене подхода работы отдела продаж, породить зависимости, на которые может не быть ресурсов. А это всего лишь несколько текстовых полей и кнопка “отправить”.
Удержать всю систему в голове крайне трудно, поэтому существуют способы её визуализации и формализации.
Карта системы (System Mapping)
Выпиши все элементы системы, с которыми работает продукт:
- Пользователи и их сегменты (каждый сегмент отдельно)
- Основные пользовательские сценарии
- Каналы привлечения и возврата
- Команды, работающие над продуктом, процессы их взаимодействия
- Технические зависимости и ограничения
- Внешние влияния: конкуренты, рынок, сезонность, законы
После того как всё будет выписано, нужно связать узлы стрелками влияния, показать, где, что и от чего зависит. Это особенно важно перед масштабированием или крупными изменениями.
Карта системы позволит найти точки для оптимизации процессов внутри компании, а также для оценки рисков.
Анализ потоков (Flow Thinking)
Каждый продукт — это система потоков: пользователей (воронка), данных, денег, задач / запросов.
Системное мышление включает понимание узких мест в этих потоках. Где теряем пользователей? Где задержка в данных? Где залипают фичи в разработке? Разбей большую систему на набор систем поменьше. Так будет проще разобраться и «тюнить» потоки.
Цепочки причин и следствий (Causal Loop Diagrams)
Любая фича приводит к последствиям, и полезно перед внедрением нового функционала записать причины внедрения и потенциальные последствия.
Особенно для крупного функционала. Для уже существующих фичей такая диаграмма — тоже полезный инструмент. Запиши такие цепочки — и ты поймёшь, где можно усилиться, а где система может сломаться.
- Увеличение ретеншена → больше активных пользователей → выше вирусность → больше регистраций.
- Увеличение фичей → рост сложности → больше багов → снижение удовлетворённости.
Это совсем поверхностные примеры, но, как видишь, даже у базовых вещей есть последствия.
Кросс-командное взаимодействие
Продукт живёт на пересечении команд: разработка, маркетинг, поддержка, аналитика, продажи. И у каждого отдела свои интересы и взгляды на продукт. Поговори с представителем каждой команды — и ты будешь удивлён, насколько разные взгляды на одну и ту же систему.
Узнай, какие цели на квартал или год стоят перед каждой командой. Это поможет выявлять зависимости и мотивации, которые не видны изнутри своей функции. Может оказаться, что в двух командах противоположные цели — а это риски, которые не сразу можно поймать. Конечно, это справедливо в первую очередь для больших компаний.
Фреймворки типа Impact Mapping, Wardley Maps
Impact Mapping помогает понять, какие действия реально влияют на бизнес-цель. Фреймворк предлагает ответить на вопросы: зачем, кто, как, что. Практически любую задачу можно решить разными способами, и карта влияния позволит расписать каждый из вариантов и найти самый оптимальный — с максимальным импактом. Хорошее объяснение — на ScrumTrek.
Wardley Maps показывают, как элементы продукта соотносятся по степени зрелости (стадии развития) и конкурентности. Что подтянуть? Какие элементы системы лишние? Карта Уордли подскажет. Подробнее.