PM FAQ
June 30

Какие инструменты помогают смотреть на продукт в целом?

Если выше мы говорили об инструментах, позволяющих посмотреть на систему в целом — по компании и окружающей её среде, — то здесь обсудим подходы к продукту как к системе и методы управления этой системой.

Value Stream Mapping

Позволяет визуализировать путь создания ценности — от идеи до пользователя. Помогает понять, где потери времени, где дублируется работа, где тормозит поток ценности.

Используется не только в разработке, но и в анализе бизнес-процессов в продукте. Описывает все шаги, необходимые для «доставки» ценности до пользователя, включая шаги получения денег.

  1. Определи шаги
  2. Запиши ответственного за каждый шаг (кто занимается реализацией шага)
  3. Оцени время, необходимое для перехода к следующему шагу
  4. Посчитай итоговый Time To Market и какой процент от него занимает каждый шаг

Подробнее.

Product/Market Fit Canvas / Lean Canvas

Эти подходы помогают увидеть весь продукт как систему:

  • Кто пользователь
  • Что он пытается сделать
  • Как мы решаем проблему
  • Как зарабатываем деньги

Это хорошая «карта территории» для начального системного анализа. Подробнее.

Unit-экономика и когортный анализ

Финансовая модель продукта — тоже система. Она показывает, где ценность создаётся, а где теряется. Юнит-экономика помогает понять, сколько в среднем денег приносит один пользователь.

Ключевые метрики Юнит-экономики:

  • Поток клиентов, Users. Тут всё просто: это количество пользователей, зашедших в продукт или на целевую страницу.
  • С1. Конверсия первого шага или конверсия в ключевую метрику. Чаще всего это покупка чего-либо.
  • Payments. Количество оплат. Тут могут быть не только оплаты, но и, например, просмотры рекламы.
  • Buyers. Количество платящих пользователей.
  • Средний чек. Сколько денег приносит один платёж в среднем
  • ARPPU или AMPPU. Первое — выручка на одного платящего пользователя, второе — доход (он же — маржа). Метрики равнозначны в большинстве случаев, но считается, что AMPPU — более правильный вариант, так как показывает количество заработанных денег продуктом и позволяет контролировать показатель маржинальности.
  • CAC. Стоимость привлечения пользователя. Сколько было потрачено на рекламу, заказные статьи, различный маркетинг в расчёте на одного пользователя.
  • ARPU или AMPU. Выручка/маржа на одного привлеченного пользователя.
  • Lifetime Value (LTV). Сколько пользователь принёс денег за время жизни в продукте.

Смотреть юнит-экономику нужно и в целом по продукту, и разбивая пользователей на когорты. Когорты могут быть самыми разными. Набор когорт зависит от конкретного продукта. Но всегда пользователей можно разбить на тех, кто уже давно с продуктом, и тех, кто только в него пришёл. Обычно за «новых» берут тех, кто пришёл первый раз в течение исследуемого месяца, а за «старых» — всех остальных.

Методология Systems Thinking

Если нравится учиться через учебники, то существует неплохая книга — «Системное мышление» Донеллы Медоуз. Там подробно описаны разные подходы к формированию системного мышления. Книга объясняет, как мыслить через обратные связи, рычаги влияния и динамику систем.

Технологические и архитектурные карты

Для полноты понимания продукта как системы обязательно нужно знать, как он технически устроен. Без этого системный взгляд неполон.

Какие сервисы от каких зависят? Что сломается при изменении API? Где лежат риски масштабирования? Какие есть технические ограничения? Ну или хотя бы банально нужно понимать, микросервисы или монолит используются в разработке продукта.

Дашборды и метрики

Просматривай дашборды не только по «продуктовым» метрикам, но и по инфраструктуре (время отклика, аптайм), по поддержке (время до ответа, повторные обращения), по финансам, по операционным метрикам. Продукт сильно шире, чем метрики «здоровья».

Рекомендую минимум раз в неделю просматривать дашборды или вообще начинать свой день с Яндекс.Метрики или Google Analytics. Пробегайся по основным отчётам и смотри на динамику самых разных метрик. Системный продакт собирает сигналы со всей системы.

Customer Journey Map (CJM)

Это считается инструментом дизайнеров, но рекомендую его использовать и для продуктовой работы. Сделай скриншоты всех экранов в продукте и построй из этого карту переходов с экрана на экран, указывая точки входа. Пройдись по карте и проставь комментарии к смущающим тебя моментам. Дай посмотреть карту коллегам и/или дизайнерам. Пусть они тоже оставят комментарии, вопросы и предложения.

CJM — хороший инструмент для поиска слабых мест в продукте. Он позволяет посмотреть на пользовательские сценарии с «вертолёта» и увидеть плюсы и минусы текущих решений в продукте.

https://t.me/pm_faq