Как быстро тестировать гипотезы?
Быстрое тестирование гипотез — это на самом деле не про скорость, а про оптимальное вложение времени и ресурсов ради получения достоверного результата от рынка или пользователей. Даже если у тебя на руках проверенная гипотеза, как правильно её реализовать ты не знаешь, поэтому сразу делать «космолёт» не стоит. Начни с реализации основного сценария в упрощённом виде.
Для этого используются принципы Lean Startup и Customer Development (исследования):
1. Сформулируй гипотезы:
Чёткое и проверяемое утверждение вида: «Если мы сделаем X, то Y-пользователей будут делать Z».
2. Выбери метод проверки:
От идеи до данных должно пройти минимум времени. Нужно найти самое простое решение проблемы за минимум времени и ресурсов. Возможные варианты:
- Интервью (problem/solution interviews);
- Лендинг-пейдж — сайт с предложением и кнопкой действия;
- Прототип (UI/UX) — кликабельный макет, Figma/Framer и т.п.;
- Фейковые кнопки — купить нельзя, но кнопка «купить» есть;
- Single-feature — реализована одна ключевая фича для проверки её ценности;
- Wizard of Oz — позиционирование как автоматизация, но под «капотом» задача выполняется вручную;
- No-code/low-code — без написания кода: Airtable, Tilda, Notion, Zapier и т.п.
3. Фокус на результативности, а не идеальности:
Лучше получить результат за 2 дня и его переработать, чем ждать месяц, чтобы «сделать хорошо». Не нужно «вылизывать» сценарии. Главное — чтобы работало.
MVP
Всё это описывает концепцию MVP (Minimum Viable Product) — это минимально жизнеспособный продукт, который позволяет максимально быстро протестировать ключевую гипотезу с минимальными затратами.
Ключевая задача MVP — дать понять, подходит ли такая реализация для гипотезы.
- Airbnb начинался с сайта с одной квартирой в базе (собственной квартирой одного из сооснователей);
- Dropbox сняли видео, показывающее «как будет работать продукт», чтобы понять интерес;
- Buffer начинался с лендинга с кнопкой «Цены», которая вела на форму «оставьте почту»;
- Ozon начал с продажи только книг и только по Санкт-Петербургу;
- Amazon запустил магазин без касс, в котором продукты пробивали индусы, следя за покупателями по камерам.